О ВОПРОСАХ ОТЧУЖДЕНИЯ ИМУЩЕСТВА

С вопросами отчуждения имущества в своей жизни сталкивался, пожалуй, каждый. И зачастую процессы оказываются достаточно сложными. В вопросе упрощения оформления договоров связанных с имуществом квалифицированную помощь может оказать государственный или частный нотариус. Сегодня на актуальные вопросы об отчуждении  имущества отвечает нотариус Наталья Суховарова- Наталья, что являет собой процесс отчуждения имущества? - Согласно ст. 41 Конституции Украины, каждый имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью, результатами своей интеллектуальной, творческой деятельности. Право частной собственности приобретается в порядке, определенном законом. Никто не может быть противоправно лишен права собственности. Отчуждение имущества – это передача движимого или недвижимого имущества, принадлежащего одному лицу, в собственность другого лица. Человек может распорядиться своим имуществом как пожелает и для этого есть специалисты, которые могут оказать помощь. - Какую роль в данном вопросе играет нотариус? - Часто собственники думают, что решение вопросов купли-продажи – дело легкое, но в реальности, над одной сделкой могут трудиться порядка десяти человек! Начиная от риэлторов и заканчивая нотариусами. Да, да, я не оговорилась именно нотариус, потому что в соответствии с действующим на сегодняшний день законодательством Украины нотариус выступает не только как гарант законности совершения сделки, но и как государственный регистратор. При отчуждении имущества между заинтересованными сторонами могут заключаться различные договора: купли продажи, обмена, дарения. При купле-продаже вещь передается покупателю после оплаты последним ее стоимости. То же самое происходит при продаже имущественных прав. При заключении договора одна сторона может обменять вещь или имущественное право на что-либо сопоставимое по стоимости или важности. В этом случае заинтересованные стороны одновременно являются и покупателем, и продавцом, так как они берут на себя обязательства передать свой товар и принять вещь, ранее принадлежащую другому лицу. В случае договора дарения вещь передается одаряемому на безвозмездной основе, это так же относится и к правам на имущество. Добавлю, что разницы между договором, оформленным у частного и государственного нотариуса нет. В соответствии с Законом Украины «О нотариате» договора будут действительны и иметь одинаковую юридическую силу.- Расскажите о плюсах и минусах данного процесса? - Чаще всего недвижимость продают и в этом процессе участвуют две и более стороны, поэтому и договор между сторонами называется «договором купли-продажи». В соответствии со ст. 657 ГКУ, любой договор купли-продажи недвижимости (земельного участка, единого имущественного комплекса, жилого дома (квартиры) или другого недвижимого имущества) заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению. При несоблюдении сторонами договора требований Закона «О нотариате», такой договор является ничтожным, т. е. не имеющим юридической силы и не порождающим тех прав и обязанностей, на установление которых он был направлен. При этом никаких дополнительных критериев, кроме самого предмета договора, для нотариального удостоверения и государственной регистрации права законодатель не устанавливает.- Какие документы необходимы для заключения сделки? - Для совершения сделки необходимы следующие документы:• паспорта сторон;• документы, которые подтверждают право собственности продавца на имущество, которое отчуждается (договор купли-продажи, дарения, мены и т.д.);• экспертная или нормативная (в зависимости от объекта) оценка имущества, выполненная субъектами оценочной деятельности.• если квартира (дом) или иное имущество, приобретены в зарегистрированном совместном браке, то необходимо также письменное согласие супруга (ги) на отчуждение этого имущества;• справка из органа регистрации по месту проживания, о количестве зарегистрированных, на отчуждаемом объекте с указанием даты рождения каждого из зарегистрированных;• если документ о праве собственности свидетельствует, о том, что одним из собственников объекта недвижимости является несовершеннолетний или недееспособный, то необходимо также разрешение органа опеки и попечительства;Говоря о подводных камнях, очень важно убедиться в том, что по данному адресу не зарегистрированы или проживают малолетние или несовершеннолетние дети. В таком случае, кроме основного пакета документов для этого действия необходимо предоставить «Разрешение органа опеки и попечительства» на совершение купли-продажи объекта по конкретному адресу и согласие обоих родителей или опекунов.- Какие контролирующие органы регулируют данный процесс? - Данный процесс контролируют органы опеки и попечительства. Они обеспечивают государственную защиту прав детей не только перед сделкой, но и после ее заключения. Специалисты работают непосредственно с опекунами, усыновителями, приемными семьями. В обязанности органов опеки входит выявление детей, которые нуждаются в защите, охрана имущественных прав на недвижимость.- Каков порядок получения документов подтверждающих право нового собственника?- Права на недвижимость регистрируются в Государственном реестре вещных прав на недвижимое имущество. Нотариусы (как частные, так и государственные) регистрируют права на недвижимость при удостоверении сделки о переходе права собственности на недвижимость, если сделка произошла после 01.01.2013 года. Такой сделкой может быть как договор купли-продажи или дарения недвижимости, так и выдача свидетельства о праве на наследство.Если для удостоверения сделки о переходе права собственности на недвижимость подаются документы о праве собственности, зарегистрированные согласно законодательству, действовавшему до 01.01.2013 г., нотариус до удостоверения сделки регистрирует право собственности в Государственном реестре прав, то есть производят их регистрацию «по-новому».Нотариус для удостоверения сделки отчуждения недвижимости не требует материалов технической инвентаризации. Таким образом, отпадает необходимость обращаться в БТИ, вызывать техника для проверки наличия (отсутствия) несогласованных с властями перепланировок. Теперь вопрос незаконной перепланировки отдан на ответственность сторон сделки.Согласно новому законодательству документом, удостоверяющим регистрацию, является Извлечение (Витяг) из Государственного реестра прав. Получив это Извлечение, собственник может быть спокоен – его право зарегистрировано.Если право собственности, на отчуждаемую недвижимость зарегистрировано в Государственном реестре прав на недвижимое имущество, нотариус проверяет факт такой регистрации путем вхождения в указанный реестр. Далее удостоверяет сделку отчуждения недвижимости (при этом, как и ранее, проверяя факты наличия запретов, ипотек, залогов по соответствующим реестрам), а после удостоверения сделки регистрирует объект за новым собственником в таком реестре прав, и выдает Извлечение (Витяг) из Государственного реестра. Таким образом, новому собственнику нет необходимости, как раньше, идти в регистрирующий орган, чтобы зарегистрировать свое право. Это значительно облегчает жизнь приобретателям недвижимости, хотя усложняет работу нотариуса.- А какие особенности существуют в вопросе отчуждения земельных участков?- При удостоверении сделок с землей нотариус дополнительно требует Извлечение (Витяг) из земельного кадастра на отчуждаемый земельный участок, независимо от того, присвоен ли отчуждаемому земельному участку кадастровый номер. Права, зарегистрированные до 01.01.2013 г., остаются действительными. Их регистрация в Государственном реестре прав произойдет лишь тогда, когда собственник решит эти права передать другому лицу. А регистрацию произведет уже нотариус.Впрочем, решать, конечно, вам. Главное, чтобы никакие «пустячки» не поставили под удар ваши слабые стороны – кошелек, терпение и веру в людей.  ЧАСТНЫЙ НОТАРИУС ДНЕПРОПЕТРОВСКОГО ГОРОДСКОГО НОТАРИАЛЬНОГО ОКРУГАСуховарова Наталья ВладимировнаДнепропетровск, ул. В. Высоцкого, 2, 096-676-23-23, 056-376-53-35Свидетельство № 7155 от 03.11.2008 года